Гость редакции / РЭЭ № 2, 2022
Грамотная логистика существенно снизит стоимость жизни в Арктическом регионе
В новом выпуске журнала “Региональная энергетика и энергосбережение” Гостем редакции стал Директор Федерального автономного научного учреждения «Восточный центр государственного планирования» (ФАНУ «Востокгосплан») М.Е. Кузнецов
Транспорт играет ключевую роль в экономической, социальной деятельности в Арктике, а грамотная логистика является одной из важнейших основ для успешного развития региона и улучшения качества жизни людей.
Одной из важнейших задач в рамках развития транспортной инфраструктуры в Арктике является обеспечение бесперебойного снабжения жителей регионов Крайнего Севера основными жизненно необходимыми товарами, продовольствием и топливно-энергетическими ресурсами.
Стоит сказать, что к территориям с ограниченными сроками завоза грузов относятся 25 субъектов Российской Федерации, где проживает более 3 млн человек. Доставка грузов в отдаленные регионы известна как северный завоз.
Ежегодно в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завозится около 3,1 млн т грузов жизнеобеспечения. Из них 75% составляют топливно-энергетические ресурсы. Прямые расходы бюджета на северный завоз за 2020 год составили 14,2 млрд рублей. Из них более 80% обеспечили Красноярский край и Магаданская область.
Безусловно, обеспечение бесперебойного снабжения жителей является важной логистической задачей, от грамотного решения которой зависит жизнь людей и развитие Арктической зоны РФ.
Осуществление северного завоза невозможно без государственной поддержки. Сегодня она в основном представлена мерами финансовой поддержки на региональном и муниципальном уровнях.
Отсутствие в настоящее время единых подходов к планированию и прогнозированию объемов поставок, правовому регулированию осуществления северного завоза определяют существенные различия региональных систем жизнеобеспечения труднодоступных территорий и не позволяют сформировать единый алгоритм организации поставок грузов. Возрастают риски снижения обеспеченности отдельных населенных пунктов жизненно необходимыми товарами и возникновения сбоев в организации их доставок.
Ключевой проблемой, которую мы видим, является отсутствие целостной информационно-аналитической системы осуществления северного завоза. Встречаются случаи, когда в регионах отсутствует понимание, какой объем завоза осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно, а какой – в рамках централизованных поставок.
Вместе с тем мы видим значительные возможности для повышения эффективности северного завоза.
Это можно сделать за счет оптимизации логистики. Речь идет в первую очередь о создании аналитического центра принятия решений, а также о создании инфраструктурного каркаса – то есть о модернизации существующих транспортных узлов и строительстве новых.
Реализация крупных инфраструктурных объектов – строительство мостов, расширение сети автодорог и строительство железнодорожных магистралей –
позволит значительно усовершенствовать процесс осуществления северного завоза. Кроме того, мы выступаем за использование альтернативных видов транспорта, безопасная и эффективная эксплуатация которых возможна в суровых арктических условиях: беспилотников, дирижаблей, аэроботов и гусеничных транспортеров.
Все это позволит преодолеть фактор сезонности в доставке продуктов и значительно удешевить логистику.
Еще один важный фактор совершенствования механизма северного завоза – создание адекватных инструментов финансовой поддержки.
На сегодняшний день основными формами поддержки северного завоза являются субвенции, субсидии, бюджетные кредиты и государственные гарантии. Наиболее распространены субвенции и субсидии. Их высокая распространенность связана с условиями предоставления, предусматривающими обязательное софинансирование мероприятий получателем поддержки, что особо актуально в условиях ограниченности бюджетных средств регионов северного завоза.
Одним из ключевых направлений предоставления поддержки участникам северного завоза является возмещение недополученных доходов в связи с оказанием коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями.
Высокая стоимость зимних видов топлива, преимущественно децентрализованная система эксплуатации и транспортные ограничения делают подобный вид господдержки крайне востребованным.
Еще одна форма государственной поддержки (в основном в форме субсидий и бюджетного кредита) –
это возмещение части затрат по транспортной доставке грузов, что связано с высокими издержками, связанными с удаленностью большинства территорий и их сезонной транспортной доступностью.
Предметом государственной поддержки в большинстве анализируемых регионов являются социально значимые продовольственные товары и топливо.
Подобная система поддержки имеет большой недостаток – наличие временного разрыва между понесенными издержками и выплатами по их возмещению, что предполагает необходимость использования кредитов или резервирования финансовых средств для выполнения обязательств по осуществлению северного завоза. Все эти факторы приводят к существенному удорожанию поставляемых продуктов и топлива.
Решением проблемы покрытия кассового разрыва может стать более активное предоставление льготных бюджетных кредитов участникам северного завоза. В настоящее время регионы из-за отсутствия средств в бюджете слабо используют данную меру поддержки.
Также эффективной мерой, направленной на снижение цены контрактов на закупку топлива, является применение схемы быстрых расчетов (без отсрочки): экономия составляет 20% от цены при сравнении с практикой поставок с отсрочкой оплаты. Подобный опыт применяется в Хабаровском крае.
Однако необходимо разработать на региональном уровне систему предоставления гарантий участникам цепочек поставки (на базе предоставления ключевым организациям бюджетных кредитов) для налаживания системы своевременной оплаты услуг инфраструктурных и сервисных организаций (порты, судоремонт, техобслуживание).
Не менее важна актуализация законодательства в сфере северного завоза. У понятия «северный завоз» отсутствует на сегодняшний день правовой статус. Поэтому принятие нормативно-правовой базы по северному завозу является одним из основных направлений для скорейшего обеспечения эффективности.
В этой связи мы считаем важным разработать НПА о северном завозе: с таким предложением выступил в декабре прошлого года заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
Для большего совершенствования нормативно-правовой базы и регулирования процесса доставки продуктов необходимо внести дополнительные изменения в существующие законы – ФЗ №44-ФЗ. Все это позволит регламентировать работу и навести в процессе управления северным завозом порядок.
Совершенствование организационного механизма северного завоза обеспечит цифровизация и автоматизация процедур его осуществления, в том числе применение единого агрегатора торговли для централизованных поставок, а также повышение вовлеченности предпринимателей из малого и среднего бизнеса в этот процесс.
Улучшить процесс осуществления северного завоза позволит и создание мониторинговой системы – цифрового двойника, позволяющего проводить оперативное отслеживание и прогнозирование ситуации.
При этом безусловный приоритет – надежность поставок жизненно важных товаров.
Таким эффективным инструментом анализа и планирования северного завоза должен стать создаваемый ФАНУ «Востокгосплан» по заданию Министерства развития Дальнего Востока и Арктики «Цифровой двойник северного завоза», который на основе большого массива данных о завозе обеспечит прозрачность всей цепочки: совокупные потребности в топливе и товарах в каждой точке завоза, все доступные единицы транспорта, альтернативные маршруты и временные слоты для доставки, условия хранения и характеристики логистических пунктов.
Система на базе оптимизационной модели дает ответы на вопросы, какие конкретно инфраструктурные объекты и где необходимо создать, как оптимизировать логистические потоки при различных сценариях, например при условии строительства Ленского моста, при повышении интенсивности использования Северного морского пути, при формировании возможностей обратного «вывоза» металлолома в рамках программы «Чистая Арктика», при использовании новой контейнерной линии или беспилотного транспорта, который уже планируется к внедрению для перевозки грузов на Чукотке, Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.
Уже сейчас нами собрана полная база данных по Якутии, смоделировано более 2 тыс. маршрутов и производится разработка оптимизационной модели, которая будет включать 1,5 тыс. единиц транспорта, 65 портов и перевалок, более 630 населенных пунктов, более 200 аэропортов и аэродромов, более 35 поставщиков.
Презентация прототипа цифрового двойника северного завоза была представлена на совещании с Постоянным Представительством Республики Саха (Якутия), 8 ведомствами, ответственными в Якутии за северный завоз, и 3 ключевыми поставщиками и подрядчиками. Первый этап разработки высоко оценен всеми участниками, создана рабочая группа для верификации данных модели. На данном этапе система тестируется и верифицируется властями региона.
В дальнейшем она может быть распространена и на другие регионы северного завоза.
Ожидается, что создание «Цифрового двойника» и реализация на его основе комплекса предлагаемых мероприятий будет способствовать сокращению затрат на осуществление северного завоза, повышению продовольственной и энергетической обеспеченности населения территорий, снижению стоимости продукции и расширению ассортимента, а также сокращению рисков сбоя поставок.
Уверен, что разработка и применение цифровых инструментов сможет впоследствии привести к развитию инфраструктуры в АЗРФ и лучшему контролю за доставкой грузов по северному завозу.
Резюмирую рекомендации по совершенствованию северного завоза, которые уже на сегодняшний день позволяет спрогнозировать наша система мониторинга – «Цифровой двойник северного завоза»:
необходима разработка и принятие федеральной нормативно-правовой базы по северному завозу, актуализация существующих норм правового регулирования;
важным видится создание Правительственной комиссии по вопросам северного завоза для координации его осуществления;
развитие транспортно-логистической инфраструктуры и использование новых видов транспорта;
создание и распространение на все регионы системы мониторинга северного завоза;
создание федерального фонда государственной финансовой поддержки северного завоза.
Считаю, что поэтапная реализация всех предложенных мер позволит глобально улучшить логистику в АЗРФ, а также обеспечить бесперебойное снабжение жителей необходимыми продуктами. Все это в конечном итоге должно привести к повышению уровня жизни людей.